МБДОУ "Никольский детский сад "Улыбка"

671352, Республика Бурятия, Мухоршибирский район, село Никольск, ул. Ленина 14Б

Телефон

+73014327433

Эл. почта ds_nikolsk@govrb.ru

  

   

Республика Бурятия, Мухоршибирский район, село Никольск, ул. Ленина 14Б .Тел:89243538874. эл.почта:  ds_nikolsk@govrb.ru.  График  работы: понедельник - пятница,  с 8.00 до 17.00

Консультация для родителей
     Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша и его близких. Это замечательный ни с чем несравнимый период психологического единения матери и ребёнка. Но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад.
     Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
  Отсутствие близких, родных людей.
  Появляется необходимость соблюдать режим.
  Ребенку приходиться вступать в постоянный контакт со  сверстниками и незнакомыми взрослыми.
     В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
     Адаптация – это приспособление организма к новым  условиям, что является необычной ситуацией в жизни Вашего ребёнка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к ребёнку.
     Необходимо учитывать: адаптационный период протекает в течение 128 дней.
     Адаптация ребёнка к новым обстоятельствам жизни - сложный процесс, как для детей, так и для взрослых (родителей, воспитателей). Ребёнок пока ещё не способен выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в его поведении. Но если отнестись к малышу внимательно и без раздражения, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для Вас и ребёнка.
     Некоторые проявления, на которые стоит обратить внимание родителям:
Эмоциональная не стабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря интереса к любимым  игрушкам и занятиям, речь может «вернуться» на несколько месяцев назад, данное предупреждение относится не только к речи, ребёнок вдруг начинает демонстрировать то поведение, которое было у него год назад. Не стоит проявлять особого беспокойства по этому поводу, а тем более бранить и стыдить ребёнка. В состоянии тревоги нам всем частенько хочется побыть детьми, как бы спрятаться от проблем, уйти туда, где было безопасно и комфортно. Повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки ослабляют иммунитет ребёнка. Такие симптомы, несомненно, тревожат родителей и создают дискомфорт ребёнку. Как уже отмечалось, ребёнку бывает трудно высказать то, что происходит в его душе, а порой и не возможно из-за ещё несформировавшейся речи.  
     Все вышеперечисленные признаки являются наиболее типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребёнка вне зависимости от его и нашего  с Вами желания, совершенно естественно. Другое дело, как долго они будут сохраняться, и омрачать детскую душу переживаниями. Но следует учитывать то, что нет абсолютно одинаковых детей, особенности функционирования нервной системы различны у каждого отдельного ребёнка и есть признаки, на которые необходимо обратить особое внимание.
     Признаки невротических реакций в период адаптации:
Рвота;
Пристрастие к личным вещам;
Наличие страхов;
Неуправляемое поведение;
Стремление спрятаться от взрослых;
Истерические реакции;
Тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;
Сосание пальца, появление подёргивания части лица или тела;
Недержание мочи или кала, как днем, так и ночью;
Выщипывание волос, бровей, ресниц, расчёсывание отдельных участков тела до крови.
     Данные эмоциональные и поведенческие трудности, возникающие у детей при адаптации к условиям детского сада, безусловно, требуют от родителей повышенного внимания, участия, тёплого отношения к проблемам ребёнка в указанный период. Не стоит впадать в панику, винить себя и малыша в проблемной ситуации. Повышенная тревожность в данной ситуации - явление не уникальное и даже типичное. Адаптация ребенка к условиям ДОУ не простой, длительный, иногда травматичный процесс. Но только в руках у родителей имеются все необходимые возможности для того чтобы сделать его менее болезненным и драматичным.
Советы родителям по адаптации ребёнка к ДОУ.
     Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.
     Не наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.
     В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.
     Дома проговаривайте с ребенком все режимные моменты, которые будут происходить с ним в ДОУ: «Мы придем в детский садик, я помогу тебе раздеться, вместе с тобой сложим вещи в шкафчик, попрощаемся, и ты войдешь в группу, поздороваешься с воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду».
      Благодаря таким разговорам ребенок привыкает к определенной последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, все это упорядочивает его нарушенную жизнь.
     Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации.
     Создайте в доме спокойную, бесконфликтную обстановку.
     На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр…), сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему ребенка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягают и без того перегруженную психику ребенка.
     Будьте терпимы к капризам ребенка. При  явно выраженных невротических реакциях лучше оставить ребенка дома.
     Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково по имени.
     Не планируйте важных дел в первые недели пребывания ребёнка в ДОУ. Выход на работу необходимо заранее спланировать с учётом периода привыкания малыша. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в эмоциональном состоянии материи и реагируют на них изменением поведения.
     Повышение эмоционального комфорта значительно снизит тревожность и нервозность Вашего малыша.
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ
По длительности выделяют три вида адаптации:
Легкая адаптация: от 8 до 16 дней.
     У ребенка  на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает  есть.
     Настроение преобладает  бодрое, заинтересованное, в сочетании с     утренним плачем.
     Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным.
     Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых.
     К концу первого месяца восстанавливается  активная речь.
     Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.
     Адаптация средней тяжести: от 17 до 32 дней.
     Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.
     Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.
     Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
     Отношение к детям,  как правило, безразличное, но может быть и  заинтересованным
     Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.
     Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.
     Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение  1,5 – 2 недель.
Адаптация тяжелой степени: от 32 и более дней.
     Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,  просыпается со слезами.
     Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.
     Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет.
     Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в  ДОУ.
      Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное,     лишенное практического взаимодействия.
     Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет     агрессию.
     Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода.
     Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.
     Следует учитывать, что в раннем возрасте дети обладают особой привязанностью к матери и семье. Только присутствие близких родных людей даёт ребёнку уверенность, защищённость, безопасность. Но если Вы приняли решение о поступлении ребёнка в ДОУ, то обратите внимание на то, что наиболее благоприятный возраст адаптации для девочек начинается с двух лет, для мальчиков – от трёх с половиной лет. Это объясняется тем, что мальчики более привязаны к матери, более зависимы от неё, более остро реагируют на разлуку с матерью. Кроме того у некоторых детей крайне остро проходит кризис трёх лет. Малыши в этот период становятся более конфликтными и тревожными. Не стоит усугублять нагрузку на нервную систему ребёнка дополнительными стрессами, это может привести к неврозу, который будет причинять страдания малышу и потребует значительных усилий на реабилитацию с привлечением специалистов.
      Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребёнка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребёнка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.
 
 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?